Мониторинг технического состояния моста или отдельных его конструкций осуществляется как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации сооружения. В рамках мониторинга выполняются инструментальные наблюдения за поведением мостовых конструкций (пролетных строений, опор и их фундаментов) во времени и, при необходимости оценке динамики развития дефектов.
Основные задачи мониторинга:
- сбор данных по фактическому состоянию конструкций на момент начала мониторинга;
- проведение комплекса инструментальных измерений;
- оперативное реагирование по результатам анализа инструментальных измерений;
- анализ данных, полученных в ходе работ, с привязкой к начальному этапу мониторинга и оценкой динамики изменения показателей;
- оценка технического состояния наблюдаемых конструкций в процессе и после завершения строительно-монтажных работ.
- выводы по техническому состоянию конструкции;
- рекомендации по эксплуатации и по принятию оперативных мер (в случае необходимости).
Наблюдения выполняются с применением специальных технических средств, размещаемых на конструкциях моста. При мониторинге выполняется экспериментальная оценка количественных параметров и качественных признаков, характеризующих техническое состояние моста, к которым относятся: напряженно-деформированное состояние; геометрические параметры; температура элементов сооружения; динамические характеристики; параметры дефектов; нагрузки и воздействия, атмосферные и др. условия эксплуатации; жесткостные, прочностные и пр. свойства конструкций и материалов.
Инструментальные измерения при мониторинге проводятся на непрерывной основе с помощью приборов с регистрацией данных непрерывно или с минимальной периодичностью, а также на основе периодических инструментальных измерений по установленным в конструкции маркам, датчикам или приборам.
Сотрудники нашей организации осуществляли мониторинг за техническим состоянием пролетных строений Бутовской линии легкого метро в процессе строительства и эксплуатации; мониторинг Братеевского моста через р. Москву в процессе проходки тоннеля метро; за положением опор Кунцевского путепровода в г. Москве в процессе строительства новых путей Филевской линии метро;мониторинг за состоянием несущих конструкций левобережной эстакады Киевского метромоста в связи с выполнением в зоне влияния строительно-монтажных работ по возведению жилого комплекса с подземной автостоянкой;комплексный мониторинг за планово-высотным положением конструкций «стены в грунте» СТ-2 Центрального ядра ММДЦ «Москва-Сити» и стоек опор пролетного строения периметральной эстакады при устройстве прохода коллектора «Северного въезда»; мониторинг за состоянием конструкций путепровода тоннельного типа в г. Сергиево-Посаде в процессе эксплуатации; мониторинг за состоянием одной из опор при ее подвижке (провале) с разработкой мероприятий по спасению эстакады въезда с третьего транспортного кольца на Звенигородское шоссе в г. Москве без ее разборки и др.